Вера и знание
Посмотрите эти несколько секунд видео из интервью с Юнгом. Даже если плохо понимаете по-английски, посмотрите — здесь важно видеть и слышать, как он это говорит.
— And did you believe in God?
— Oh, yes.
— Do you now believe in God?
— Now? Difficult to answer... I know. I don’t need to believe — I know.
— И вы верили в бога?
— О да.
— Верите ли вы в бога сейчас?
— Сейчас? Трудно объяснить... Я знаю. Я не нуждаюсь в том, чтобы верить — я знаю.
Объяснить это действительно трудно — проще это почувствовать в том, кто действительно знает. Но я попробую :)
Самый простой взгляд на вещи — чёрно-белый. В этом случае человек верит, что знает, что представляет собой мир, а также, что не менее важно, — чего он собой не представляет. Это слепая вера. Человек просто без сомнений верит, что мир такой-то и такой, а также не сякой-то и сякой (что, разумеется, имеет крайне мало общего с реальностью).
На каком-то этапе человек начинает понимать, что мир вовсе не чёрно-белый — он включает все оттенки серого между крайностями — чёрным и белым. И человек учится различать эти оттенки; перестаёт оценивать вещи однозначно, и переходит к восприятию в виде спектра. (Разумеется, всё это происходит постепенно.)
Также человек начинает понимать, что многие вещи, которые раньше казались ему противоположностями, на самом деле таковыми не являются — это просто разные оттенки одного целого; разные грани одного и того же.
И здесь всё дело в том, что за счёт чёрно-белого восприятия у человека в опыте накапливаются конфликты — человек не может примирить два аспекта опыта, потому что они кажутся ему несовместимыми. Часто это приводит к тому, что один из этих аспектов оказывается вытеснен в бессознательное.
И вот когда человек переходит к «спектральному» восприятию, то он уже не слепо верит — он способен удерживать в сознании обе кажущиеся ему несовместимыми идеи, но при этом отдаёт одной из них предпочтение, как более вероятной, более для него правдоподобной. И это уже не слепая, но всё ещё вера — осознанная вера.
А потом в какой-то момент человек эти противоположности примиряет. И тогда конфликт исчезает, а вытесненный опыт принимается и становится интегрированным.
И вот когда опыт интегрирован и противоречий в нём не осталось — тогда человек может сказать, что он больше не нуждается в том, чтобы верить — он знает. И это касается, разумеется, не только бога — это касается всего.
P.S. В качестве примера к вышесказанному о «противоположных» идеях. Слова, приписываемые Сократу: «Я знаю, что ничего не знаю» — примерно об этом же, пусть и могут показаться говорящими нечто совершенно противоположное.